День 3. Стамбул — Белград

(…предыдущий день)

Спал я плохо, но в 7:00 — подъём, следующая цель — перелёт в Белград в 10:30 из аэропорта им. Сабихи Гёкчен.

От Кадыкёя (Kadıköy) до аэропорта им. Сабихи Гёкчен ходят два автобусных маршрута-экспресса от IETT (более дорогие коммерческие не в счёт) — E-10 (не путать с 10E, отправляющимся с той же конечной и идущим до ESATPAŞA!) и E-11. Если вам всё равно, E-11 ходит так же часто (расписание висит на остановке и на сайте IETT — вводите нужные маршруты в строку поиска и жмите «Saat»), но быстрее примерно на 20-25 минут за счёт отсутствия остановок и следования по более скоростной трассе.

Проезд на автобусах-экспрессах до аэропорта стоит двухкратную величину проезда на обычном автобусе независимо от былых заслуг (предыдущих пересадочных поездок), т.е. 4.30 лир на данный момент. Это относится к Е-10, Е-11, а также к остальным Е-*, идущим в/из аэропорта им. Сабихи Гёкчен, имейте ввиду! Есть дешёвая альтернатива — автобус 16S, о котором я расскажу в предпоследний день.

Автобусная конечная состоит из двух половинок (вееров) — северной и южной. Вот вид южной половины. Одно новьё:

А вот что творится на этом месте по Яндекс-Панорамам. Опоздал я. Автобусная конечная уже не та.

На северной конечной обитают более старые автобусы модели BMC Belde:

Прощальный взгляд на море. Вдали виднеется вокзал Хайдарпаша (Haydarpaşa), с которого отправляются поезда по азиатской части Турции, а также в Сирию и Иран (инфа 60%). Если присмотреться, перед зданием вокзала виднеется паровоз:

Итак, E-10 и E-11 отправляются от специальной остановки между южной и северной частями автобусной конечной Кадыкёй. В свой E-11 в 7:45 я сел одним из первых:

По пути, несмотря на то, что это было утро буднего дня, попали в пробку на трассе E80 в направлении из города. В итоге доехали примерно за 1 час 10-15 минут.

Из Стамбула в Белград я летел рейсом PC893 авиакомпании Pegasus Airlines за рекордно низкую сумму — €29 (1475 рублей по курсу на сентябрь 2014 года).

Pegasus Airlines — бюджетная авиакомпания, и, хоть ненужные мне регистрация в аэропорту и провоз багажа бесплатные,  услуга нямки и выбора места — платные. Однако, в отличие от авиакомпании Wizz Air Украина, опробованной мною летом 2013 года, место в салоне выдаётся всё же при регистрации: либо выбранное и оплаченное тобой, либо система выдаёт на своё усмотрение. А усмотрение, как я понял, следующее: 17A-17F-17D-17C-18A-18F и так далее. Я зарегистрировался вторым (ещё из Москвы) и мне досталось место у окошка 17F. В аэропорту — полным-полно Пегасусовских боингов:

Ах, да, народу был полный самолёт. Посадка в самолёт производилась сразу в две двери — переднюю и заднюю, никакого разделения по рядам — в результате два потока встретились посередине. Я зашёл, естественно, а заднюю дверь — это, как минимум, необычно.

Няш-мяш, Кипр - наш!

Взмыли над городом:

Наш самолёт Konyok-Gorbunok Airlines в небе:

А вот и Белград с красавицей Савой, вдалеке впадающей в Дунай. Ровно таким же видом я любовался, когда летел в 2010 году с группой хористов на аэрофлотовском рейсе Москва-Белград на хоровой фестиваль в Нише. Я не раз ещё буду упоминать эту поездку. Всем рекомендую места у правых окон!

На левом берегу Савы — расположен Новый Белград:

Долетели вполне благополучно и вовремя. Белград встретил приятным холодком (несколько градусов ниже нуля) после неприлично тёплого для января Стамбула (+7°C). У меня с прошлой поездки осталось 600 с небольшим сербских динар и я решил обменять ещё прямо в аэропорту (зря, Артём, очень зря!!!). Я знал, что за отель мне придётся платить наличными (так в евро бы и заплатил!), также мне придётся платить наличными за трансфер Белград-Сараево (ты же читал отзывы, что выгоднее платить в евро, зачем тебе их менять на динары?!). Причём

Из белградского Аэропорта им Николы Тесла (Међународни аеродром Никола Тесла) есть два бюджетных способа добраться до города на автобусах государственного городского перевозчика — ГСП «Београд»:

1). Автобус-экспресс А1, следующий экспрессом до пл. Славия (Трг Славиjа) с двумя промежуточными остановками Фонтана и Париске комуне (в Новом Белграде) и у ж/д вокзала (к Зеленому Венацу не идёт!). Стоимость проезда — 300 динар. Ведущая «Орла и Решки», которой досталось «всего» 100 долларов на выходные, слилась именно на нём. Мы же себе такую непозволительную роскошь позволить не можем.

2). Автобус 72. Посадка на него — только на втором этаже (напротив зала отправлений), он идёт со всеми остановками через Новый Белград до Зелёного град (Зелени Венац). В пути, конечно, побольше, зато на линии — большие автобусы (от аэропорта проблем со свободными местами не было) и билет стоит (если у вас нет БусПлуса, но есть желание заплатить за проезд) — 150 динар у водителя:

Поподробнее о системе билетов в общественном транспорте Белграда — «БусПлус». Сразу, забегая вперёд, скажу, что платить за проезд в НОТе Белграда не принято. Платят чуть больше, чем никто, хотя положено все типы билетов валидировать при каждой поездке, об этом беспрестанно говорит информатор. Контролёров за два с половиной дня активных поездок по городу не обнаружено.

Оплатить проезд у водителя нельзя на всех маршрутах, кроме ходящих в аэропорт (А1 и 72). Для оплаты проезда нужно купить карту БусПлус, например, в газетных киосках (я это сделал лишь с третьей попытки в красном ларьке «Мой киоск» — об этом ниже). В АЭРОПОРТУ БЕЛГРАДА КАРТУ «БУСПЛУС» КУПИТЬ НЕЛЬЗЯ, СОВСЕМ, НИКАКУЮ, НИГДЕ, НИКАК — инфа 100% от продавцов трёх различных газетных киосков и службы информации в аэропорту. Стыд и позор! Хотя Москва в этом плане не лучше — например, во аэропорту Внуково у прилетающих тоже нет никакой возможности купить ни «Тройку», ни хоть какой-либо другой билет, кроме как у водителя в автобусе. Карты «Бус Плус» существуют трёх типов:

• Бумажные «Ультралайт» (Papirna kartica, цена носителя 40 динар): срок использования — не более 3 месяцев, максимальная сумма всех пополнений — 730 динар;
  • Пластиковые (Plastična nepersonalizovana kartica, цена носителя 200 — ? динар): срок использования — 4 года, без ограничений по пополнениям;
  • Пластиковые персонализированные (для местных жителей — льготников)

Я долго искал по городу, где можно купить карту, и наконец-то купил себе бумажный вариант БусПлуса. При покупке кассирша долго выпытывала, какой я собираюсь на него зачислять билет (т.е. почему я даю именно столько денег). На самом деле билет зачисляет не кассирша, а валидатор (см. ниже), кассирша лишь пополняет баланс карты который я могу тратить на своё усмотрение. Видимо, кассиры заботятся, чтобы на карте не осталось неистраченным ни единого динара. Второй раз, когда я пополнял карту в «Моём Киоске» у ж/д вокзала, было то же самое — протянутые 280 динар вызвали удивление, «ведь одна поездка стоит 73 динара», видимо, суточный безлимитный билет популярностью не пользуется.

По размерам и принципу действия она аналогична нашим метрошным билетам типа «Ультралайт»:

Валидатор системы «БусПлус». Если просто провалидировать билет (либо с уже активированным временным билетом, либо по общему тарифу 73 динара за поездку — прислоняйте его к нижней части валидатора. Если вы хотите активировать временной билет (75 минут — 101 динар, 24 часа — 280 динар), то нужно перед валидацией кликнуть на кнопку «Vremenska karta» и выбрать нужный тип билета, при валидации спишется соответствующая сумма. При повторной валидации в том же транспортном средстве поездка ещё раз не списывается (валидатор загорается жёлтым), если вы хотите оплатить проезд нескольких людей — выбирайте «Grupna Karta», затем необходимое кол-во человек и валидируйте свой билет:

Вам кажется, что вы разобрались? Не тут то было. В городе две тарифных зоны, весь электротранспорт ходит в пределах первой зоны, однако аэропорт, вроде бы (инфа 40%), находится во второй зоне и, по идее, проезд стоит дороже.

Также в городе есть ночные маршруты транспорта (с 0:00 до 6:00), на которых временной проездной не действует, а одна поездка стоит дороже.

Ну что ж, сели-поехали в 72. По всему городу полным-полно менячниц с гораздо более выгодным курсом, нежели чем в аэропорту:

Ввиду того, что я не смог купить БусПлус в аэропорту, а лишь по приезду в город, выгоднее было идти до хостела пешком (это был план «Б»), чтобы начать суточный проездной как можно позже (уже после заселения в хостел). Я доехал до конечной — Зелени Венац, откуда пошёл в хостел пешком, благо недалеко. По пути я встретил отделение банка VTB и хотел Москва. Про заселяющихся в него писал Е. Евтушенко:

Как в Москву хотел ты въехать!
Вот и въехал ты в Москву…

Далее я поехал заселяться в хостел. Я выбрал «Crib Hostel» на ул. Светлогорской, 14, проживание в котором за две ночи в одноместном номере с удобствами на этаже обошлось в €26 наличными. Охарактеризовать хостел одним словом можно довольно просто: анархия. Чтобы попасть в хостел, нужно позвонить по домофону справа от двери. Я позвонил, мне долго никто не отвечал, потом какой-то голос что-то ответил, вроде бы нажал, но дверь не открывалась, в общем, вскоре разобрались, зашёл я. Поднимаюсь на третий этаж — темно, одна дверь заколочена, другая перегорожена цепочкой что-то типа «частная территория, идите отсюда«. Как это так? Где же хостел? Лишь потом я понял, что в здании два подъезда, ещё один подъезд расположен как бы за первым. И да, нумерация этажей с нулевого.

Итак, я наконец-то нашёл хостел. Там даже были люди!! Как оказалось, это были постояльцы — разговорчивый слегка смуглый дядька и неразговорчивый парень-брюнет моих лет (как я понял потом, посмотрев сайты, на которые он залазил, он был из Италии — мне проще добыть информацию именно так, а не поговорив с ним). Дядька был вегетарианцем и мне сразу предложил риса с соусом, я отказался. Ресепшиониста зовут Марио и, говорит, его нет, отошёл куда-то, показал на подвешенный на листочке номер телефона. Ну нафиг я буду куда-то звонить за кучу денег (исходящий звонок в роуминге стоит 89 рублей). Интернет Wi-Fi был, пароль мне сказали, ну можно и подождать.

Я ждал полчаса. Час. Потихонечку темнело. Я начал волноваться. Нет, я просто слишком пофигистичен — 90% бы просто встало и ушло бы в другой отель, ну что это за бардак, не правда ли? Я нашёл сайт с бесплатными СМС по Сербии и отправил этому парню СМС, мол, что за нах? Ответа, естественно, никакого не было. Парень из Италии принял душ и готовился выезжать, смуглый разговорчивый дядька завалился спать. Далее я пошёл ва-банк: оставил свою рюкзак под столом ресепшн, прицепив за его ручку свою бронь (там был указан мой номер телефона и e-mail) и ушёл гулять (опасно, Артём, очень опасно!). Естественно, я вынул документы, деньги, технику и взял с собой, но всё равно расставаться с рюкзаком насовсем было очково.

Я пошёл гулять налегке. Первой целью было забронировать трансфер в Сараево на послезавтра (что это такое, смотрите по ссылке) в компании «Геа Турс». Рядом с отелем ходили троллейбусы и логичнее всего было прокатиться на одном из них. Все троллейбусы в городе были одной модели — БКМ-321. Вот один из них на моей остановке «Политика»:

По СТТСу числится много разных моделей, но каждый раз, когда я приезжал на конечную, когда я просто так катался по городу в произвольных направлениях, когда я целенаправленно проезжал целиком все маршруты, что в будний день, что в выходной, результат был один — все троллейбусы в городе были одной модели — БКМ-321. Вот вид конечной Студенческая площадь (Студентски Трг), от которой берут начало чуть менее, чем все троллейбусные маршруты города:

Приехав в Белград, а я сразу обратил внимание на обилие «Жуков». Есть немало и продукции «АвтоВАЗа» — в основном это Нивы и 2107, но бывают и другие модели:

Этого жучару я снял на троллейбусной конечной «Звездара»:

Фишка Белграда — здания Министерства Обороны и Генерального Штаба, которые не были отреставрированы после бомбардировок авиацией НАТО в 1999 году:

Центральный фасад разрушен:

А уцелевшая часть здания продолжает функционировать — горит свет, работают люди!

Далее, примерно через час моего отсутствия, мне пришла ответная СМСка из хостела: «Когда вы планируете заехать?» (здесь и далее — вся переписка/разговоры велись на английском). Я такой радостный пишу в ответ «минут через 30». Эти деньги (22 рубля на СМС) были единственной тратой на мобильную связь на всю поездку. Вынудили, сволочи! Ну я естественно сворачиваю программу свою, подруливаю к хостелу, пытаюсь зайти. На домофон никто не отвечает. «Стучите,  и отворят вам» — мне очень повезло, что ещё не кончился рабочий день в оживлённом офисе какой-то фирмы социальной направленности, оттуда выходили посетители, которые мне и открыли дверь подъезда. Освещая путь фонариком телефона (иначе никак, имейте ввиду!), я поднялся уже по знакомой лестнице в хостел, захожу а там… никого. Лишь слышен лёгкий храп (видимо, смуглого дядьки). Пожалуйста, заходи кто хочет, выноси кухонную технику, компьютер, телек — всё открыто и никого нету! Рюкзак мой, к счастью, стоит на месте, нетронутый. «Что за нафиг?», — думаю я. Набрал и скинул этого Марио. Пусть сам мне звонит. Он мне прислал SMSку, что будет через 20-25 минут. Это звучало очень обнадёживающе! Ну а я-то что, я сходил руки помыл, подрубился к зарядке, сижу в вай-фае, жизнь неплоха, только есть хочется.

Марио приехал через 25 минут, как и обещал. Конечно, он долго извинялся, называл меня другом, пожал руку, предложил выпить чая или пива, сказал, что тот, кто должен был сегодня работать, заболел, он пашет за двоих. Короче, халтурку себе нашёл. Ну, его можно понять — с двумя посетителями за ночь много денег не заработаешь. Попросил подождать ещё пять минут, пока приберёт номер, сам занёс мой рюкзак туда (это действительно оказался тот самый номер парня-итальянца, который съехал днём). Я уточнил, будет ли Марио вечером, на что он мне ответил, что будет здесь всю ночь и ушёл гулять дальше по городу.

Ночью разбомбленные здания в центре выглядят ещё более зловеще:

Гулять мне вовсе не хотелось, но очень хотелось поесть и закупиться едой с собой. Плюс надо было прояснять один важный момент — выяснить, где что ходит интересного из транспорта и где какие интересные места есть. Тактика такая: вечером я просто катаюсь и примечаю, а днём возвращаюсь и снимаю конкретно то, что нашёл интересного. С едой я расправился достаточно быстро — в Белграде действительно много выпечки.

Итак, Белградский трамвай. В Белграде трамвай открыт в 1910 году на тогда очень популярной в Европе узкой колее 1000 мм. Имеет обширную сеть маршрутов практически по всему центру города и во многие окраинные районы, в том числе и на левый берег Савы до Блока 45. Основной моделью трамваев (как и в большинстве хозяйств бывших стран СЭВ) до сих пор остаётся Татра КТ4. Ах, как я их обожаю! Это моя любимая модель Татры, полюбившаяся мне в глубоком детстве во время отдыха в Евпатории. Салон работающей в Белграде югославской модификации KT4YU (в немодернизированных трамваях) практически ничем не отличается от привычной нам модификации для Советского союза KT4SU:

А вот и то, зачем, можно сказать, я приехал в Белград — это симпатичные одноглазые трамваи Duewag GT6. Такие трамваи в конце 50-тых — 70-тых годах прошлого века производил завод Duewag в Дюссельдорфе (ФРГ) и в социалистических странах Европы по понятным причинам представлены не были. После развала СЭВ в 90-тых и начале 2000-ных встал острый вопрос с нехваткой подвижного состава для узкоколейных трамвайных систем, и немало городов Восточной Европы (в числе которых не только Белград, но и София, Калининград, Винница, ряд городов Румынии) стали закупать б/у вагоны из Западной Европы.

Эти трамваи я заметил только в этот день (молодец, Артём, что поехал!) в количестве 3 штук, они работают на 3 маршруте. Тормоза и двери — пневматические. Салон тёплый, ламповый, няшный:

После этого фото, когда я пошёл на первую дверь на выход, водитель стал что-то недовольно мне по-сербски говорить. Мне показалось, что он спалил мою съёмку, я уже был готов оправдываться. Но потом он перешёл на английский и мне стал объяснять, что для выхода нужно нажать чёрную кнопку, тогда откроются двери. Ну не обратил внимание, бывает. Трамвай двухсекционный с прицепным (безмоторным) вагоном сзади, эдакий «вагон и маленькая тележка»:

Обратно я поехал в прицепном вагоне. В нём сидения деревянные и вагон не отапливается.

Немного атмосферных видео:

А вот мимо нас проплывает новейший низкопольный пятисекционный трамвай CAF испанского производства. На них мы ещё успеем накататься завтра:

Ну типичная улица российской провинции — малоэтажная застройка, слабое освещение, лишь Сбербанк сияет и светится. Ах, пардон, Sberbank — мы в Белграде, тут модно на латинице.

С супермаркетами мне в Сербии не везло. Это в Москве я знаю, что Ашан — это дешёвый супермаркет, а Азбука Вкуса — дорогой. Тут же не было местного человека, который бы мне разъяснил, что к чему. Подхожу к супермаркету, чую, что дорогой, но куда идти искать дешёвый, даже не знаю. Да и сил нет.

Итак, я закупался в супермаркете MiniMaxi. Среди купленных товаров — десерт «Riso» — шоколадный пуддинг с… рисом, да! Также сырный намаз (который я совершил утром), ну и фирменная вода ВОДАВОДА, запомнившаяся своей бутылкой ещё с прошлой поездки:

Приехав в хостел и открыв дверь подъезда уже своим ключом, увидел в хостеле Марио и проснувшегося дядьку. Дядька как раз рассчитывался за проживание, как я понял, он там жил долго в многоместном номере и платил со скидкой всего €5 в сутки. Ну а я заплатил, как и договаривались, €26 наличными. В сербских динарах он мне предложил пересчитать по курсу то ли 120, то ли 122 (я днём в аэропорту купил кучу сербских динар по курсу 118, т.е. я бы проиграл на обмене туда-обратно 2-4 динара с каждого евро, но конкретно в моей ситуации НАДО БЫЛО СОГЛАШАТЬСЯ платить в динарах, т.к. потом я обменивал обратно эти динары на конвертируемые марки Боснии и Герцеговины с ещё большей потерей).

Мой номер — очень маленький, почти весь поперёк занимаемый простенькой деревянной двухспальной кроватью. Потолочное освещение не работает, осуществляется лишь двумя лампами, видными на фото. Меблировки тоже почти никакой — справа от кровати (за кадром) — широкая тумбочка, слева — белый ящик. Жалюзи подвешены близко-близко к стёклам, окна вообще никакие, продувают. Январь месяц, достаточно холодно!

Марио попытался пошутить «Ты же из России, разве для тебя это холодно?» и раскрыл тайну белого ящика. Это обогреватель. Включаешь и выкручиваешь тумблер на нём самом — начинает греться сам. Наверху на гвоздике подвешен ещё один тумблер — выкрутив его, в агрегате начинает работать вентилятор, выдувающий горячий воздух в помещение. Крутанёшь чуть-чуть, он подует один раз минут пять и успокоится. Крутанёшь посильнее — будет несколько сеансов по 5 минут с перерывами.

Надо сказать, этот белый товарищ отлично справляется со своей работой, несколько раз проработав он остаётся тёплым всю ночь.

Продолжение следует…

Оглавление | 1. Москва — Борисполь — Стамбул | 2. Стамбул | 3. Стамбул — Белград | 4. Белград | 5. Белград — Сараево | 6. Сараево | 7. Сараево | 8. Сараево — Стамбул | 9. Стамбул — Москва

Внимание! Данная серия статей является авторской. Мнение автора может не совпадать с мнением и официальной позицией электронного периодического издания «Метромост».

Артём Морозов

Запись опубликована в рубрике Авторский взгляд, Краеведение, Обзоры и репортажи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.