Сыктывкар — 2015. Свидание с зимой

Почему Сыктывкар? Чего я там забыл?

Наверняка это первые вопросы, которые у вас возникли, узнав, что я полетел в Сыктывкар. Всё очень просто — там работают Икарусы-280 и 263 на городских маршрутах, поставленных из соседской по языковой группе Венгрии в 1998 году.

В особом приоритете Сыктывкар у меня не числился, добираться туда поездом из Москвы очень неудобно (как по времени, так и по стыковкам с другими интересными городами и по деньгам), думал так — подвернётся случай — съездил бы. И вот случай подвернулся — шутка ли — авиабилеты туда+обратно дешевле 1000 рублей. И поехал!

Что я знал о Коми и о Сыктывкаре до поездки?

Знал, что есть где-то там на северо-востоке от Москвы. Знал из новостей, что там коррумпированная власть была, пересажали всех. Ещё помнил об аварийной посадки Ту-154 в Ижме, это тоже Коми. Собственно говоря больше регион в моём представлении особо ничем не выделялся от других.

Ах на да, и очередной песенный бред от запрещённой в России группы USB («Сыктывкар — город мечты, Сыктывкар — столица свободы»):

Финансовые расходы на поездку

926 рублей — перелёт туда+обратно
400 рублей — ночёвка
220 рублей — автобусы по городу
145 рублей — еда (столовая + супермаркет)
188 рублей — сувениры (книга + 2 магнитика)
60 рублей — музей
_____________
Итого потрачено: 1939 рублей.

Предпоездочная подготовка

Поездка целиком и полностью стала возможна благодаря авиакомпании «Победа», которая в сентябре провела распродажу билетов по тарифу 1 рубль. Veni, vidi, vici — в итоге билет туда-обратно за 926 рублей 16 копеек у меня в кармане. До Сыктывкара ровно 1000 км, это получается дешевле полрубля за километр. Последний раз я так дёшево летал в 2012 году, это был перелёт Краснодар-Москва за 1000 рублей (Vim-avia), я думал, мне никогда уже не удастся так дёшево полетать, да и с бюджетными перевозчиками мне дико не везло (тогда вылет с 7 вечера постепенно откладывали до 4 утра).

Учитывая время перелёта, пришлось брать гостиницу в Сыктывкаре по прилёту, но и тут проблем не возникло — для одного человека самый дешёвый вариант — это хостел, из нескольких таковых в Сыктывкаре выбрал хостел «Романов». Он находится в центре города и предлагал койко-места по «ночному тарифу» на полдня (с 21 до 9) по 300/350/400 рублей в 12/9/7-местном номере соответственно. То что нужно: прилетел — переночевал — и вперёд, покорять Сыктывкар! Забронировал хостел за полнедели сообщением вконтакте.

Итак, поехали

Вылет в 19:00. Из дома вышел с небольшим опозданием, в 16:00, в 16:04 меня повёз 42 автобус. По пути (на пересадке) снял новый храм на пересечении Мичуринского и Лобачевского. Решил ехать не по избитому Киевскому шоссе, а по Боровскому (на 32 автобусе), не пожалел.  Действительно интересный и отнюдь не долгий путь, без каких-либо пробок. Очень много народу едет из Солнцево до остановки «Санаторий №14» в новый микрорайон «Солнцево-парк».

DSC00031.JPG DSC00033.JPG

Где-то в 17:30 я прибыл в аэропорт. Вечерело. Я зарегистрировался дома по интернету, у меня был распечатанный посадочный талон, но я хотел получить картонный, встал сначала в общую очередь, потом меня послали в спецокошко Drop-off (хоть у меня и не было багажа). Кстати, насчёт багажа: у меня с собой была всего лишь фотосумка, в которую, помимо самого фотоаппарата, зарядок, документов я уместил сменные носки, упаковку козинак, а также был полиэтиленовый пакет с двумя домашними шаурмами и питьём. С пакетом (без доплаты) в самолёт было нельзя (таковы правила авиакомпании — только фотоаппарат/портфель/дамская сумочка, никако ручной клади!), я это заранее прекрасно знал, питьё выпил перед спецконтролем, а шаурму растолкал по карманам. Всё проканало на ура.

20151029180216.jpg 20151029182636.jpg

Места в самолёте распределяются автоматически системой бронирования сразу перед покупкой билета. Хочешь поменять место — плати от 199 за обычное до 599 за буржуйское у аварийного выхода. В самолёте у этих мест дежурили стюардессы и палили «умников», пересаживающиеся на эти места, вежливо посылая их обратно на свои места. Таким образом, эти оба ряда у аварийных выходов так и летели пустыми, хотя, например, в рядах, где я сидел, была полная занятость. Мне вообще оба раза досталось место посередине, но по пути «туда» девушка-соседка уступила мне место у окна.

Но вот взлёт, сравнительно недолгий полёт, снижение, прорываем пелену облаков, и… СНЕГ! Да, мои первые мысли были: «Ничоси, а здесь действительно лежит снег!». Выйдя с самолёта, я вдохнул влажный, холодный, но чистый сыктывкарский воздух. Я даже не сразу сообразил, где автобусная остановка (здание с надписью АЭРОПОРТ — это международный терминал, терминал внутренних авиалиний — справа), но быстро нашёл её, вскоре подтянулись другие пассажиры моего рейса. Вот моё первое фото в Сыктывкаре:

Автобусы ходили, но уже не все. Нужный мне 5 автобус я прождал 15 минут, вскоре подьехал Daewoo и повёз меня в центр города в хостел.

Хостел «Романов» нашёл практически сразу, он расположен в центре. Постояльцев было немного, администратор Анна провела экскурсию по хостелу, показала разные номера и я решил шикануть и остановиться в 7-ми местном (в котором был лишь один человек) вместо забронированного 9-местного (в котором уже было трое). Вполне просторный номер, единственный минус — дешёвые деревянные икеевские кровати, с которыми у меня отношение не очень:

Ночь прошла великолепно. Сосед появился (пришёл с кухни) лишь после полуночи, а утром я встал и ушёл раньше него, так что я его и не видел. На кухне был бесплатный чай, который я с удовольствием выпил вечером и с утра с принесённой из дома шаурмой и в семь-сорок выдвинулся на пайку.

Увы, первая пайка прошла комом. Чуть опоздал на этот рейс Икаруса-280 по 24 маршруту, не сориентировался с ракурсом, не повезло с машинами. Ну, с кем не бывает:

Чуть погулял по своему райончику (Коммунистической улице), мишки и фрегат «Берлин» в парке:

На перекрёстке с Интернациональной улицей установлен промысловый календарь коми. Вернулся на остановку — там афиша местного ансамбля им. Морозова и театра. Для тех, кто не понимает коми языка, имеется перевод)

А я тем временем дождался 18 автобуса (снова Daewoo) и поехал в Эжву — Эжвинский район Сыктывкара, находящийся в 14 км к северо-западу от центра, включённый в состав города в 1963 году. В начале 2000-ных кипели нешуточные страсти насчёт отделения Эжвы от Сыктывкара в самостоятельный город, прошёл даже референдум, дело дошло до верховного суда республики, однако всё осталось как есть — Эжвинский — единственный район города Сыктывкар, имеющий свою администрацию.

На левой фотографии — старый круглый MAN и оставшаяся с советских времён остановка причудливой формы. На правой фотографии — стелла СЛПК при въезде в центральную часть Эжвы. Говорят, Сыктывкарский лесопромышленный комплекс — крупнейший в Европе.

В Эжве я планировал снять два поезда на перегоне Койты — Човью. На первый, 677Я Кослан — Сыктывкар, я успел буквально за пять минут до его прохода, он уже стоял на о.п. Эжва. Вот он, влекомый самым старым тапком депо «Котлас» (ТЭП70-0042) ещё со старой мордой:

Далее я вернулся на остановку и отъехал на автобусе чуть обратно в сторону Сыктывкара, до перекрёстка с улицей Славы, после чего вновь пошёл в сторону железной дороги. На фото справа — многоэтажки с национальным узором сверху:

Второй поезд — пассажирский 304Я Сыктывкар — Усинсктоже не заставил себя долго ждать:

Обратно к остановке я вернулся уже через жилой массив. Сразу обратил внимание, что названия улиц дублируются на коми (фото слева снято на другой улице, ну не суть). Наверное, вам будет интересно узнать, насколько язык коми распространён в повседневной жизни сыктывкарцев? Я слышал лишь один раз пожилую женщину, общающуюся на нём по мобильному телефону в центре города. И всё. Возможно, в глубинке он распространён гораздо больше.

На правом фото — скамейка «Я люблю Сыктывкар» совсем недалеко от остановки «Весенняя улица». Ранее рядом стоял памятник «Сапоги первопроходца», однако теперь куда-то делся. Или место, на котором отмечен памятник на ДубльГИСе не соответствует реальности — но я внимательно искал его рядом.

Я сел на первый подошедший мне автобус и доехал до поворота на Верхний Чов. Остановка на трассе (Октябрьский проспект) в лесистой местности.

«Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.»
Эти строки Пушкин писал явно не про климат Коми!

По трассе шныряли 18 и 54 автобусы, соединяющие Эжву (СЛПК) и центр города:

Я ждал Икарус-280 по 24 маршруту (именно по тому, с которого начал пайку утром). Икарус приехал, но, увы, не воспринял меня с камерой за пассажира и не тормознул на остановке (кроме меня пассажиров не было):

Что ж, я сел на сзадиидущий ЛиАЗ-5256 по 54 маршруту и поехал вдогонку в центр города (перекрёсток Карла Маркса и Орджоникидзе), благо маршруты идут примерно одинаково. На втором фото — ПАЗики, типичные обитатели Сыктывкара. Ну а где их нет в изобилии в европейской части России? Разве что в Москве, Питере, да в Крыму:

Оглянемся назад — там меня встретил памятник древнепермской азбуке Анбур, использовавшейся народами коми совсем непродолжительное время — с XII по XV века. Современный коми использует кириллицу. Какое слово записано этой азбукой, думаю, ясно:

Далее я прошёл до следующего перекрёстка по улице Орджоникидзе и, сверившись с расписанием 24 маршрута, стал ждать Икаруса обратным рейсом. Чуть опоздавши, появляется наш беглец:

Посчитав планы по Икарусам на 24 маршруте выполненными, я решил прогуляться по городу, собирая по пути местные достопримечательности. Поднявшись по Первомайской до перекрёстка с Бабушкина, я сфотографировал памятник букве ö. Эта буква читается как нечто среднее между привычными нашими э и а. Алфавит коми отличается от алфавита русского языка наличием двух дополнительных гласных ö и i. На фото справа — драмтеатр им. В. Савина:

Спустившись квартал по ул. Бабушкина, видим здание сыктывкарской мэрии (фото слева). Далее, пройдя по Интернациональной, замечаю памятник электромонтёру:

На Орджоникидзе заснял вход в Дворец творчества со скульптурами пионера и пионерки, а также детскую площадку с оленем:

Но вот я подошёл к цели — конечной 25 маршрута «площадь Габова». Сперва бросаем взгляд на север — там, квартале от площади, в конце улицы Ленина находится кафедральный собор Стефана Пермского — того самого святого, который даровал народам коми упомянутую выше азбуку анбур. Собор открыт в 2001 году на месте храма, разобранного при советской власти. Кафедру с 1995 занимает Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим с голосом Филиппа Киркорова, я просто не могу не выложить видеозапись, послушайте (смотреть с 1 мин 54 сек):

Но вернёмся к нашим Икарусам. На конечной меня ждал вот такой вот красавец с триколором на капоте:

Сели, поехали! Салон автобуса немного неухоженный. Видно, что автобусу уже 17 лет — как никак уже зрелый возраст для машины. Маршрут проходит через центральную часть города в отдалённые районы — Выльтыдор, Краснозатонский и Верхнюю Максаковку, по пути проходя участок по ненаселённой местности у реки Сысола. Чтож, именно там и выйдем для фотосессии! Остановка у моста через реку называется «Нижняя Максаковка» и работает в режиме «по требованию», расположена на значительном удалении от самой Максаковки, да и сам посёлок совсем мал, народу здесь я больше не видел:

Прямо за нами следовал такой же Икарус-280.33М по 26 маршруту от Аэропорта:

Побрёл пешком до моста. На мосту встретился раритетный Mercedes-Benz O305G 1982 года выпуска:

В перерывах между интересными автобусами я любовался окрестными пейзажами. Вот река Сысола, давшая название городу (на языке коми она называется Сыктыв):

Вид с другой стороны моста ещё более живописный. Заставляет задуматься, где ты находишься — на широте 61 градус (что примерно соответствует Петрозаводску) в районе, приравненного к Крайнему Северу. Растительность — типичная для тайги, лето не жаркое (до +30), зато зимы продолжительные и суровые, уже в октябре стойкий минус и лежит снег:

Между тем с моста спускается ещё один Икарус-280 на пригородном маршруте:

И короткий Икарус-263 по 23 маршруту:

Далее я отправился к остановке ждать автобуса. Остановка представляет собой небольшой карман на трассе и знак. И всё, в сторону города даже нет аншлага с перечнем маршрута. Ждал автобуса я очень долго, наконец-то приехал Дэу по 23 маршруту, на нём я проехался до города (остановка «Баня №3» на улице Пушкина) и тут прямо следом за нами ехал обратно мой Икарус-280 по 25 маршруту. Ох, и длинный же у него оборотный рейс! Ну ничего, хоть заснял ещё раз красавца на этот раз в городе:

Деревянные многоквартирные дома встречаются в Сыктывкаре сплошь и рядом! И жилые, и административные, и убогие и праздичные:

Далее я долго гулял пешком. Поднялся вверх по Советской, на перекрёстке с Куратова встретил такой вот памятник — купеческий сундук (фото слева). Сыктывкар своим появлением обязан именно купцам, как город на перекрёстке торговых путей. Спустился по Куратова, там на карте меня привлекло скопление скульптур в парке рядом с национальной галереей. Однако парк оказался закрыт, а скульптуры там — всего лишь высеченые на камнях лики. Центральная скульптура — «Гусарская баллада» (фото справа):

Центральная площадь города называется Стефановская — в честь уже упомянутого Стефана Пермского, даровавшего коми азбуку. Тут расположена администрация республики и памятник Ленину, надо сказать, весьма невзачный. На площади, стоило мне только раскрыть фотосумку, ко мне тут же слетелись птицы:

Со Стефановской площади я пошёл в магазин «Букинист» на Советской улице, я хотел купить книги на языке коми в качестве сувенирова. Но их оказалось крайне мало — в основном это детские сказки и один словарь. Никаких учебников, хотя в школе коми изучается и учебников по другим предметам было пруд пруди. Обидно однако. Вот так вот миролюбивый северный народ коми позволил поглотить свою самобытную культуру более распространённой и могущественной русской культурой. А ведь из Татарстана, например, я привёз даже обычный учебник алгебры на татарском!

Иду по Советской два квартала на северо-восток и на перекрёстке с улицей Орджоникидзе встречаю один из символов города — пожарную каланчу начала XX века. Кстати, здание до сих пор используется как пожарная часть:

Следующий пункт программы — переправа в Заречье — микрорайоном Сыктывкара, расположенном на острове между реками Сысола и Вычегда. Зимой люди ходят, машины ездят прямо по льду Сысолы, а в судоходный период между гостиницей Югор в центральной части города и Заречьем раз в полчаса-час курсирует небольшой теплоход «Коммунальник». Ну, должен курсировать. Я же пришёл к рейсу в 13:35, но не было никого — ни пассажиров, ни расписания, «Коммунальник» стоял пришвартованным на том берегу. Льда на Сысоле не было, формально ничто не мешало ему работать:

Чтож, ладно, бреду обратно на Орджоникидзе. По пути снова прохожу детский парк, снова убеждаюсь, что в Коми живут такие же люди, также пользующиеся вконтактиком, ничто не чуждо современным коми 🙂 // Ещё раз фотографирую бело-синий MAN:

Ещё один Икарус-263 на улице Орджоникидзе:

После этого я сел на 20 автобус и поехал в ещё один обособленный микрорайон Сыктывкара — Дырнос. Обособлен он от остальной железной дорогой и холмистым рельефом. Честно говоря, ничего интересного и даже весьма депрессивно: двухэтажные деревянные домики. Более того — из-за сплошных огородов с изгородями и достаточно крутой насыпи снять прибывающий поезд Москва — Сыктывкар удалось только так:

Из города до Дырноса и далее в город через Опытную станцию по кольцу ходят два автобуса: 20 против часовой стрелке и 6 по. Обратно я поехал на 6 автобусе до Театра оперы и балеты республики Коми на Коммунистическом проспекте. Перед ним памятник Ивану Куратову — коми поэту, чуть дальше на пересечении с Октябрьской улицей — стела трудовой славы. Снимать пришлось на бегу прямо посередине пешеходного перехода:

Далее я дошёл до столовой «Студенческая» рядом с местным педагогическим университетом. Оказалось, что столовая работает не ежедневно и до 16, а не до 17 (как указано в Дубль ГИСе), однако в том же здании есть кондитерская, которая работает подольше. Я пошёл в столовую и не пожалел, всё было как в отзывах — просторный современный зал, вкусно и недорого. Несмотря на последний час работы, был выбор из двух супов. Обед из горохового супа, винегрета и компота (с которыми я доел остатки шаурмы) обошёлся мне в 66 рублей.

После столовой совсем смерклось, я сел на 5 автобус и поехал на Советскую улицу подождать ещё немного Икарусов, но, увы, неудача — по 25 маршруту приехал Деу и, к тому же, совсем стемнело. Я пошёл в национальный музей республики Коми — запланированный пункт программы, который позволит скрасить время до рейса в тёмное время суток в теплоте и сухости.

Музей состоит из шести филиалов, из предложенного выбора мне был больше всего интересен этнографический, он расположен недалеко от перекрёстка Советской и Коммунистической улиц. Музей работает до 17, время было 16:20, когда я пришёл, я был единственным посетителем. Входной билет стоит 60 рублей для взрослых, фотосъёмка — АЖ 200! Жутко бесит этот совковый пережиток, когда фотосъёмка в музеях платная и оплачивается отдельно. Во всех прогрессивных частных музеях, зоопарках и прочих подобного рода заведениях фотосъёмка бесплатная, заплатил за вход в музей — заходи и делай что хочешь. Только в государственных музеях совкового толка и в музеях РЖД за билет для фотоаппарата требуют доплату, причём больше, чем за билет для человека. Что они боятся? Что мои фотографии из музея кто-то увидит и передумает туда идти, им нужна компенсация за потеряных клиентов?? Учитывая, что я был один в музее, за мною всюду ходила смотрительница и буквально стояла над душой, пристально следя за моими действиями, всё это происходило в гробовой тишине гудения ламп освещения. А вдруг он фотоаппарат достанет? Враг не пройдёт!

Этнографическая экспозиция представляет собой историю одной семьи, которая так и называется «жила-была пара». Рассказывает, как росли дети коми, как знакомились, как справляли свадьбу, как потом жена ухаживала за детьми, а мужья занимались охотой и рыболовным промыслом. В целом, всё ничем не отличается от славян: издавна коми мирно сосуществовали со своими южными и западными соседями, вели торговлю пушниной и рыбой, понемногу ассимилировали со славянскими переселенцами, тихо и спокойно приняли православие в начале XIV века. Да, я всё-таки снял одно фото на телефон, спрятавшись от надзирательницы за будку пивоварни:

Давайте вам расскажу ещё одну вещь. В русском языке прилагательное к слову коми — так и будет — коми. Коми народ, коми язык, Коми государственный педагогический институт (в столовой которого я ел). А ещё есть целых два хоть и родственных, но разных народа коми: коми (или коми-зыряне) и коми-пермяки. Вторые живут ближе к Пермской области. Вот так вот!

Под конец в музей пришла экскурсия в виде группы тётенек явно с какой-то конференции. Надо было приставать к ним и послушать, но я уже прошёл все залы музея и мне надоело. Вышел на улицу, попалось сразу несколько автобусов, снял их с рук как мог:

Зашёл в «Магнит», купил себе молочный шоколадный коктейль из соседнией пермской области и кулёк порошенковских мармеладок за 79 рублей в сумме и добрёл до аэропорта, чтобы… покататься на ночном Икарусе! Да! До рейса оставалось ещё 4,5 часа, делать было нечего, а тут такое развлекалово: 26 маршрут, который обслуживается одним Икарусом-280, отправляется от Аэропорта в 16:00, 17:10 и 18:20 и едет до переправы на Седкыркещ — посёлок на правом берегу реки, включённый в черту города Сыктывкара и поэтому обслуживаемый городскими маршрутами транспорта:

Ехать до переправы от Аэропорта — 15,5 км, далее всё население автобуса пересаживается на бесплатный (платный лишь для машин) паром на другой берег Вычегды. Население посёлка — 1958 человек и этот автобус — единственная их связь с внешним миром. Вот они, вечерние пассажиры, едущие домой из города. Мужчины-работяги, все поголовно в вязанных шапках и очень многие с усами. Девушки-красавицы:

Автобус на ночной конечной. Освещения снаружи никакого, все пассажиры вышли и зашли немногочисленные новые до города. Автобус чуток постоял с закрытыми дверями (а смысл стоять с открытыми — всё равно уже никто не придёт, паром давно причалил), видимо, выжидая расписание и поехал:

Снова приехав на аэропорт через 1 час 10 минут, забрал новых пассажиров и уехал вдаль. Вот прощальное фото с Икарусом. Сняв его, я совсем устал и побрёл ждать своего рейса в аэровокзал:

Пару слов об аэропорте Сыктывкар: он расположен достаточно удобно, близко к центру города. Хорошо развита местная авиация — вполне успешно функционирует республиканская авиакомпания «Комиавиатранс», которая и обслуживает аэропорт. При мне прилетели рейсы из Усинска и Усть-Цильмы, на утро следующего дня был запланирован вылет в Печору. Также в аэропорту (кроме шуток!) есть сектор международных авиалиний, регулярных международных рейсов нет, но летают чартеры в Турцию и Египет (что, вообще говоря, очень неплохо для города с населением в четверть миллиона).

Обратный перелёт был в целом похож на перелёт туда, однако с изрядной ложкой дёгтя: его задержали почти на час из-за позднего вылета ВС из Внуково. Учитывая, что рейс и без этого был весьма поздним (21:40-23:35), я всерьёз забеспокоился, а успею ли я домой на общественном транспорте. И успел! Примерно в 0:06 мы приземлились, в 0:14 я уже был в аэропортовском Кобусе, к 0:26 добежал до остановки, где через 10 минут приехал запоздалый 611, который ровно в 0:57 подвёз народ до метро «Тропарёво» (последний шанс успеть на метро), ну а я доехал на автобусе чуть дальше, до Юго-Западной, где пересел на закрывающий 611-тый в 0:11, а на Матвеевской улице успел на закрывающий 641 в 1:28. Победа!)

Ну а о поездке осталось масса впечатлений, почти все — положительные, 1,8 гигабайт фотографий и, конечно же, сувениры из книжного — два магнитика и книга с детскими сказками на коми-языке:

Выражаю благодарность местному транспортному любителю Илье Попову (DeaDKed) за консультативную помощь в организации этой поездки.

Артём Морозов

Запись опубликована в рубрике Железная дорога, Краеведение, Наземный общественный транспорт с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Сыктывкар — 2015. Свидание с зимой

1. Уведомление: Санкт-Петербург → Москва: «Сапсан» или самолёт? Соревнование в реальном времени | Метромост — транспортный журнал